среда, 23 марта 2022 г.

Билл Гейтс - лучшая бизнес-книга, которую я когда-либо читал

Джон Брукс 

Вскоре после того, как я впервые встретил Уоррена Баффета в 1991 году, я попросил его порекомендовать свою любимую книгу о бизнесе. 

Он сразу ответил: “Это деловые приключения Джона Брукса”, - сказал он. “Я пришлю вам свой экземпляр”. Я был заинтригован: я никогда не слышал о деловых приключениях или о Джоне Бруксе.

Сегодня, более чем через два десятилетия после того, как Уоррен одолжил ее 

мне и более чем через четыре десятилетия после того, как она была впервые опубликована Business Adventures остается лучшей бизнес-книгой, которую я когда-либо читал. Джон Брукс по-прежнему мой любимый бизнес-писатель. (И Уоррен, если ты читаешь это, у меня все еще есть твоя копия.)

Скептик может задаться вопросом, как эта вышедшая из печати коллекция статей New Yorker 1960-х годов может что-то сказать о бизнесе сегодня. В конце концов, в 1966 году, когда Брукс профилировал Xerox, топовый копировальный аппарат компании весил 650 фунтов, стоил 27 500 долларов, требовал штатного оператора и шел с огнетушителем из-за его склонности к перегреву. С тех пор многое изменилось.

Это, конечно, правда, что многие детали бизнеса изменились. Но основы основа осталось прежней. Более глубокие идеи Брукса о бизнесе так же актуальны сегодня, как и тогда. С точки зрения ее долговечности, Business Adventures стоит рядом с "Интеллектуальным инвестором" Бенджамина Грэма, книгой 1949 года, которую Уоррен говорит, что это лучшая книга об инвестировании, которую он когда-либо читал.

Брукс вырос в Нью-Джерси во время депрессии, учился в Принстонском университете (где он жил с будущим госсекретарем Джорджем Шульцем) и после службы во Второй мировой войне обратился к журналистике с мечтами стать романистом. В дополнение к своей журнальной работе он опубликовал несколько книг, только некоторые из которых все еще находятся в печати. Он умер в 1993 году.

Как написал журналист Майкл Льюис в своем предисловии к книге Брукса The Go-Go Yearsдаже когда Брукс ошибался, “по крайней мере, он ошибался интересным образом”. В отличие от многих современных бизнес-писателей, Брукс не сводил свою работу к простым практическим урокам или упрощенным объяснениям успеха. (Сколько раз вы читали, что какая-то компания взлетает, потому что они дают своим сотрудникам бесплатный обед?) Вы не найдете никаких списков в его работе. Брукс написал длинные статьи, которые обрамляют проблему, подробно исследуют ее, представляют несколько убедительных персонажей и показывают, как все пошло для них.

В одной из них под названием “Затронутые философы” он использует случай фиксации цен в General Electric, чтобы исследовать недопонимание—иногда намеренное недопонимание—вверх и вниз по корпоративной лестнице. Это был, пишет он, “разрыв в очной коммуникации настолько резкий, что строительство Вавилонской башни казалось триумфом организационного взаимопонимания”.

В “Судьбе Эдселя” он опровергает популярные объяснения того, почему флагманский автомобиль Ford был таким историческим провалом. Это было не потому, что автомобиль был чрезмерно опрошен; это было потому, что руководители Ford только притворялись, что действуют на то, что сказали опросы. “Хотя Edsel должен был рекламироваться и иным образом продвигаться строго на основе предпочтений, выраженных в опросах, вкрались некоторые старомодные методы продажи змеиного масла, интуитивные, а не научные”. Конечно, не помогло то, что первые Edsels “были доставлены с утечками масла, торчащими капотами, стволами, которые не открывались, и кнопками, которые...нельзя было сдвинуть с места молотком”.

Одна из самых поучительных историй Брукса - “Xerox Xerox Xerox Xerox”. (Один заголовок принадлежит Залу славы журналистики.) Пример Xerox-это тот, который должен изучать каждый в технологической индустрии. Начиная с начала 70-х годов, компания финансировала огромное количество исследований и разработок, которые не были напрямую связаны с копирами, включая исследования, которые привели к сетям Ethernet и первому графическому пользовательскому интерфейсу (взгляд, который вы знаете сегодня как Windows или OS X).

Но поскольку руководители Xerox не думали, что эти идеи соответствуют их основному бизнесу, они решили не превращать их в товарные продукты. Другие вмешались и вышли на рынок с продуктами, основанными на исследованиях, проведенных Xerox. Например, и Apple, и Microsoft опирались на работу Xerox над графическими пользовательскими интерфейсами.

Я знаю, что не одинок в том, что рассматриваю это решение как ошибку со стороны Xerox. Я был полон решимости избежать этого в Microsoft. Я изо всех сил старался убедиться, что мы продолжаем думать о возможностях, созданных нашими исследованиями в таких областях, как компьютерное зрение и распознавание речи. Многие другие журналисты писали о Xerox, но статья Брукса рассказывает важную часть ранней истории компании. Он показывает, как он был построен на оригинальном, нестандартном мышлении, что делает его еще более удивительным, что по мере взросления Xerox упустит нетрадиционные идеи, разработанные его собственными исследователями.

Брукс также был мастерским рассказчиком. Он мог бы создать страницу-токарь, как “The Last Great Corner”, о человеке, который основал сеть продуктовых магазинов Piggly Wiggly, и его попытке помешать инвесторам, намеревающимся сократить акции своей компании. Я не мог дождаться, чтобы увидеть, как все обернулось для него. (Вот спойлер: не очень хорошо.) Иногда вы почти слышите, как Брукс хихикает, рассказывая какую-то абсурдную историю. В “Судьбе Эдселя” есть отрывок, в котором пиарщик Форда организует показ мод для жен газетных репортеров. Ведущий модного шоу оказывается женским подражателем, который может показаться резким сегодня, но был бы скандальным для крупной американской корпорации в 1957 году. Брукс отмечает, что жены репортеров “смогли дать своим мужьям дополнительный абзац или два для своих историй”.

Работа Брукса-отличное напоминание о том, что правила ведения сильного бизнеса и создания ценности не изменились. Во-первых, в каждом бизнесе есть существенный человеческий фактор. Неважно, есть ли у вас идеальный продукт, производственный план и маркетинговый шаг; вам все равно понадобятся правильные люди, чтобы возглавить и реализовать эти планы.

Это урок, который вы быстро усваиваете в бизнесе, и мне напоминали об этом на каждом этапе моей карьеры, сначала в Microsoft, а теперь и в фонде. Каких людей вы собираетесь поддержать? Соответствуют ли их роли их способностям? Есть ли у них IQ и EQ, чтобы добиться успеха? Уоррен известен этим подходом в Berkshire Hathaway, где он покупает отличные предприятия, управляемые замечательными менеджерами, а затем уходит с пути.

Business Adventures-это столько же о сильных и слабых сторонах лидеров в сложных обстоятельствах, сколько и о деталях того или иного бизнеса. В этом смысле она по-прежнему актуальна не только несмотря на свой возраст, а благодаря ему. Работа Джона Брукса действительно о человеческой природе, поэтому она выдержала испытание временем.




Комментариев нет:

Отправить комментарий